Справочник «Художники»
Фальконе (Falconet) Этьен Морис
(1716—1791)
Художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры «века Просвещения», автор знаменитого «Медного всадника». Родился в Париже в семье столяра. В детстве занимался резьбой по дереву. В 1734—1744 обучался в мастерской скульптора Ж. Б. Лемуана. Испытал влияние Дж.-Л. Бернини и П. Пюже. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе — его «Милона Кротонского» (гипсовая модель 1744 — в Эрмитаже, Петербург; мрамор 1754 — в парижском Лувре). В 1750—1760-е окончательно сформировалась зрелая манера мастера, сочетающая чувственное обаяние рококо с рациональностью классицизма. Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном, либо в одном лишь мраморном варианте («Аллегория музыки», 1752; «Амур», 1757; «Купальщица», 1757; «Пигмалион», 1763; надгробная статуя «Нежная грусть», 1763; все работы - Лувр или Эрмитаж либо — в вариантах — в обоих музеях).
В те же годы Фальконе создал много изысканных моделей для севрских статуэток из бисквита, часто повторяющих в малом масштабе его большие работы («Амур», «Купальщица», группы на сюжеты «Сказок» Жана Лафонтена). В 1757—1766 руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Выступил и в сфере монументально-декоративной пластики, оформив своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок (до 1765; из них до нас дошла лишь мраморная фигура Христа из сцены Моления о чаше).
Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей Марией Колло. Здесь он создал главный свой шедевр — памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Изобразив императора, который, — как писал Фальконе в письме Денни Дидро (1777), — простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Победа нового над старым выглядит как великая драма, позднее получившая образное развитие в »Медном всаднике» Александра Пушкина. Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств Иваном Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782), уехал в 1778 в Амстердам, а затем на родину.
Выступал и как теоретик искусства, зачитав в 1760 в парижской Королевской академии свои «Размышления о скульптуре», которые вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761). Утверждая, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения», — тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо. Умер Фальконе в Париже 24 января 1791.
СССР, 1977.01.04, Ленинград. Исаакиевский собор
СССР, 1986.03.21, Купол Исаакиевского собора
СССР, 1988.08.12, Исаакиевский собор