Справочник «Художники»
Гойя-И-Лусьентос (Goya Y Lusientes) Франсиско Хосе де
(1746—1828)
Испанский живописец, гравёр, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 отправился в Италию. В 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях итальянского барокко. С 1773 работал в Мадриде. В 1776—1780 и 1786—1791 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 панно (картонов для ковров) с насыщенными по цвету и непринуждёнными по композиции сценами повседневной жизни, труда и праздничных народных развлечений. В отличие от царившего в испанской живописи духа парадной торжественности и рассудочности, картоны Гойи были проникнуты любовью к жизни и естественной красотой. С начала 1780-х Гойя получил известность и как портретист. Его портреты выполнены в звучной, тонко разработанной цветовой гамме, фигуры и предметы в них, переданные с тонким ощущением их материальности, как бы растворяются в лёгкой дымке. В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, а с 1795 директор её живописного отделения), в 1786 назначен придворным живописцем, с 1799 «первым живописцем короля». В этот период жизнеутверждающее начало в творчестве Гойи сменяется глубокой неудовлетворённостью, приобретающей черты трагизма. Гойю привлекает искусство графики: стремительность перового рисунка, царапающего штриха иглы в офорте, светотеневые эффекты акватинты. Под влиянием испанских просветителей (Ховельяноса-и-Рамиреса, Кинтаны) обостряется неприязнь Гойи к феодально-клерикальной Испании. В 1790-х — начале 1800-х исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучали чувство тревожного одиночества человека, мужественное противостояние и вызов окружающему миру. С удивительной обличительной силой неприкрашенной правды запечатлевает художник надменную торжественность и уродство королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV» (1800, Мадрид, Прадо). Ароматом тайны и скрытой чувственности окутан образ женщины в картинах «Маха одетая» и «Маха обнажённая» (обе — ок. 1802, Мадрид, Прадо).
В большой серии офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника, 1797—1798) в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, раскрыто уродство моральных, политических и духовных основ испанского «старого порядка». Серию «Капричос» отличают смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий, беспокойных пятен и штрихов, контрастов света и тени, обращение к гротеску, аллегории, художественному преувеличению и иносказанию. Глубоким историзмом, подлинно народной энергией и страстным протестом пронизаны большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции: «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе — около 1814, Мадрид, Прадо). Своеобразным философско-историческим осмыслением судьбы народа в эту трагическую эпоху истории Испании явились офорты «Бедствия войны» (82 листа; 1810—1820, изданы в 1863 в Мадриде). В начале 1790-х тяжёлая болезнь привела художника к глухоте. Последние, чрезвычайно тяжёлые для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, Гойя провёл в загородном доме («Кинта дель Сордо», т. е. «Дом Глухого»), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо), включающих невиданно смелые для того времени, остродинамические изображения многолюдных масс и устрашающие символические образы, воплотились идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно ненасытного, дряхлого образа времени («Сатурн») и освободительной энергии юности («Юдифь»). Ещё сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов «Диспаратес» (22 листа; 1820—1823, изданы в 1863 в Мадриде под названием «Пословицы»). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, которое для него, как и для революционных романтиков во Франции, являлось мощным проявлением жизни. С 1824 Гойя жил во Франции.
Албания, 1996, Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде
Болгария, 1996, Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года
Бутан, 2000, Фердинанд VII в форме генерал-капитана
Гвинея, 2012, Картины, связанные с 1812 годом
Гвинея, 2012, «Девушки, или Письмо», Наполеон
Гренада, 2000, Дон Гаспар Мельхиор Ховельянос
Дубай, 1967, Портрет Веллингтона
Испания, 1934/1935, Портрет Ховельяноса
Испания, 1978, Портрет Карла IV
Испания, 1989, Карл IV
Испания, 1996, Расстрел повстанцев
Испания, 2011, Дон Гаспар Мельхиор Ховельянос
Лаос, 1984, Карл IV и его семья
Манама, 1972, Дон Хосе Ребольедо де Палафокс
Парагвай, 1969, Герцог Веллингтон на коне
Парагвай, 1978, Аллегория Мадрида
Парагвай, 1978, Восстание 2 мая 1808 в Мадриде
Парагвай, 1978, Дон Хосе Ребольедо де Палафокс
Сан-Томе и Принсипи, 2007, Карл IV и его семья
Сан-Томе и Принсипи, 2007, Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года
Святой Елены остров, 1980, Герцог Веллингтон
Того, 1978, Герцог Веллингтон
Фуджайра, 1968, Восстание 2 мая 1808 в Мадриде
Шарджа, 1967, Фердинанд VII в форме генерал-капитана
Экваториальная Гвинея, 1996, Карл IV и его семья
Испания, 1996, «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»