Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Бальзак (Balzac) Оноре де
(1799–1850)

Бальзак (Balzac) Оноре де  (1799–1850)

Французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806–1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816–1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Руссо, Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.

В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и «Лилия в долине» (1835–1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.

Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826–1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман «Последний Шуан» (переработан и издан в 1834 под названием «Шуаны»). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей «Физиология брака» (1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые «Сцены частной жизни», с несомненным шедевром «Дом кошки, играющей в мяч», в 1831 выходят первые «Философские повести и рассказы». В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как «Человеческая комедия».

Договор об издании первой серии «Этюдов о нравах» (1833–1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. «Этюды» состояли из «Сцен» – частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. «Сцены частной жизни», посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей «Человеческой комедии».

Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в «Философских этюдах», первое собрание которых вышло между 1835 и 1837. «Этюды о нравах» должны были представить «следствия», а Философские этюды – выявить «причины».

Третий главный раздел цикла должны были составить «Аналитические этюды», посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих «Этюдов»: полусерьезную-полушутливую «Физиологию брака» и «Мелкие невзгоды супружеской жизни» (1845–1846).

Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием «Озорные рассказы» (1832–1837), не вошедших в состав «Человеческой комедии». Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в «Этюдах» 1833–1837, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели. В так называемое «окончательное издание» 1869–1876 вошли «Озорные рассказы», «Театр» и ряд писем.

В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих – «Чиновники», судейских клерков и адвокатов – «Дело об опеке» (1836), «Полковник Шабе» (1832); финансистов – «Банкирский дом Нусингена» (1838); журналистов – «Утраченные иллюзии» (1837–1843); мелких фабрикантов и торговцев – «История величия и падения Цезаря Биротто» (1837). Среди «Сцен частной жизни», посвященных чувствам и страстям, выделяются «Покинутая женщина», «Тридцатилетняя женщина» (1831–1834), «Дочь Евы» (1838). В «Сценах провинциальной жизни» не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни – «Турский священник» (1832), «Евгения Гранде» (1833), «Пьеретта» (1840). В романах «Урсула Мируэ» и «Баламутка» (1841–1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в «Сценах парижской жизни». Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Купер. Наибольший интерес из «Сцен политической жизни» представляет «Темное дело» (1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. «Сцены военной жизни» включают всего два романа: «Шуаны» и «Страсть в пустыне» (1830) – Бальзак намеревался значительно их дополнить. «Сцены деревенской жизни» в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как «Сельский врач» (1833) и «Сельский священник» (1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов.

Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью. Среди них – ростовщик в «Гобсеке» (1830), безумный художник в «Неведомом шедевре» (1831, новая редакция 1837), скряга в «Евгении Гранде», химик-маньяк в «Поисках абсолюта» (1834), ослепленный любовью к дочерям старик в «Отце Горио» (1834–1835), мстительная старая дева и неисправимый бабник в «Кузине Бетте» (1846), закоренелый преступник в «Отце Горио» и «Блеске и нищете куртизанок» (1838–1847). Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на «Человеческую комедию» как высшее достижение реализма в прозе. Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе, а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа». Совокупность почти ста названий «Человеческой комедии» свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий.

Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста. При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской. Благодаря этим отношениям, завязавшимся в 1832 или 1833, появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака «Письма к незнакомке» и «Переписка» с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь. Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841, но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев.

Умер Бальзак в Париже 18 августа 1850.


Болгария, 1999, Оноре де Бальзак

Коморские острова, 2009, Дагер, Бальзак

Молдавия, 1999, Портрет Бальзака, «Утраченные иллюзии»

Монако, 1999, Оноре Бальзака

Румыния, 1999, Оноре де Бальзак

Украина, 1999, Бальзак, храм в Бердичеве

Франция, 1939, Оноре де Бальзак

Франция, 1940, Оноре де Бальзак

Франция, 2003, Эжен-Франсуа Видок

Болгария, 1999.05.18, София. Цилиндр и трость

Молдавия, 1999.05.20, Кишинев. Портрет Бальзака

Украина, 1999.05.20, Киев. Перо и книга

Франция, Париж, почтовое отделение на улице Бальзака

Франция, 1950.04.29—30, Прованс. Портрет Бальзака

Франция, 1964.05.24, Париж. Портрет Бальзака

Франция, 1967.04., Париж. «Человеческая комедия»

Франция, 1974—1986, Иль-Адам. Портрет Бальзака

Франция, 1999.02—05, Исудён. Оноре де Бальзак

Франция, 2003.08.30, Париж. Подвал с тюремной решеткой

Чехия, 1999, Оноре де Бальзак

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня