Справочник «Сюжеты»
Закон «Гражданское устройство духовенства»
Constitution civile du clergé
Закон «Гражданское устройство духовенства» играет весьма важную роль в истории Французской революции. Учредительное собрание назначило 20 августа 1789. церковный комитет, который и выработал под названием новый церковный порядок для Франции взамен Болонского конкордата (1516), которым регулировались дотоле церковные отношения. Сущность нового закона, принятого учредительным собранием 12 июля 1790, была такова: 1) Старое деление Франции на 18 архиепископств и 116 епископств заменялось делением на 83 диоцеза, совпадавшие с административным делением на департаменты, при чем исторические названия кафедр уступили место новым и сделано было перераспределение приходов. Уничтожались также все церковные титулы, кроме епископа и настоятеля (curé); капитулы стали называться епископскими советами. 2) Епископы должны были выбираться теми же лицами, как и депутататы, члены суда первой инстанции и департаментская администрация, а настоятели приходских церквей — лицами, выбиравшими местную администрацию. Закон не требовал, чтобы избиратели были католики. 3) Епископы не нуждались в папском утверждении и могли только извещать папу о своем вступлении в должность. Настоятель получал «инсталляцию» от епископа. 4) От духовных лиц требовалась присяга в присутствии муниципальных властей. Это «Гражданское устройство» вызвало сильную оппозицию со стороны большинства (по крайней мере двух третей) клира и привело учредительное собрание к столкновению с Людовиком XVI. Декрет 27 ноября 1790 потребовал от духовенства специальной присяги на верность «Гражданскому устройству духовенства», большинство отказалось от исполнения этого требования. С этих пор до конкордата, заключенного с курией Наполеоном I, французское духовенство делилось на присяжное, или конституционное (les assermentés, constitutionnels, jureurs), и неприсяжное (les insermentés, réfractaires, non-jureurs).
Коморские острова, 1989, Жан Коттеро и шуаны